Айсберг мастерства

Сталкиваясь с великолепием мы восхищаемся и признаём мастерство. Признать же себя мастером бывает намного сложнее, потому что нам, как никому другому видна подноготная всего процесса, те проколы иглы, которой смётывали детали. Они видны только нам, потому что мы знаем, где они были, понимаете?

Мы всегда видим все огрехи, потому что сами их выравнивали. Это недовольство своей работой не позволяет нам соглашаться с тем, что мы приобрели мастерство. Работая долго, упорно, мы не позволяем себе насладиться своей удачей, не хвалим себя. Не признаёмся себе и не благодарим. Самые строгие критики – мы сами. Постарайтесь об этом не забыть, и стать более снисходительными к восторгающимся вами людям. Они же искренне восхищаются, а вы портите им удовольствие, принижая себя. Лучше вообще не заниматься самоуничижением на людях. Учитесь принимать комплименты.

boy&flower

Самое простое упражнение вам даю. Представьте, что к вам подошёл ребёнок, который не так давно научился говорить и сказал: «Тётя, вы такая красивая!» Как вы отреагируете? Будете ему объяснять, что у вас платье мятое и причёска растрепалась, что косметика расплылась или не той фирмы? Да нет же. Вы просто скажите малышу: «Спасибо!», — и расплывётесь в улыбке, правда?

Так и здесь. Вас оценивают совсем по другим критериям. И они редко имеют отношения к критериям выбора мастера, непосредственно к вашему мастерству.

Мастерства, и правда, достичь сложно. Пресловутые десять тысяч часов Андерса Эриксона пугают . Но так ли это страшно? Разве важно, когда вы их завершите? Если творить каждый день по пятнадцать минут, то они рано или поздно наступят. Главное творить и не забывать, что с каждым новым часом вы становитесь всё ближе и ближе. Опять же стоит учесть, что демонстрировать свои работы можно начать и гораздо раньше, чем вы станете мастером, ибо что-то более или менее толковое может начать получатся уже спустя 20 часов. Всего двадцать!!

men_at_work

Мастерство – это айсберг, с которым вы сталкиваетесь и с ужасом думаете, что он необъятен. А он тает и тает, и в конечном итоге от него не остаётся ничего. В этот момент вы начинаете понимать, что вам абсолютно не важно, считают ли вас мастером, потому что вы смешались с реальностью, вас теперь не отделить от вашего мастерства, и оно во всём, в каждом вашем жесте и мысли, в каждом слове и в каждой идее.

Нет, это не о том, что гениальный человек — гениален во всем. Скорее прошу вас, принять за аксиому то, что мастерство оно на кончиках пальцев. Когда оно есть, его уже не ощущаешь и не приобретаешь, ты просто им пользуешься, живёшь в его среде, как рыбка в пруду. И самый лучший способ поймать мастерство, это перестать думать о нём и заниматься делом: писать, кроить, вязать, рисовать, петь… Пока ваш страх показаться неумехой владеет вами вы не можете приобретать умения и знания, как только вы перестаёте думать о том, что вам всё еще не хватает мастерства и предлагаете свои творения людям, отталкиваясь только от их впечатлений о ваших проектах, вы становитесь ближе к мастерству, как никогда.

comments powered by HyperComments